РЕКОМЕНДУЕМ:

Создаём фотографии с тенями. Выстраиваем композицию с применением правила диагоналей

Фотографии с тенями. Правило диагоналей в фотографии

Довольно часто люди интересуются, как делать красивые фотографии, как придать фотографиям динамизм, что надо сделать, чтобы удержать внимание на фотографии, чтобы она притягивала? Что придумать, чтобы фотосессия на пляже получилась интересной? Ответ на эти вопросы часто кроется в активной реализации креативных идей и в выстраивании правильной композиции фотографии, а для этого надо знать правила композиции в фотографии и применять их на практике. В связи с тем, что такие вопросы возникают довольно часто, в данной статье мы постарались максимально чётко ответить на все эти вопросы. Именно поэтому делимся с Вами одной небольшой, но забавной идеей для фотосессии на пляже, а именно, предлагаем поэкспериментировать с тенью человека на фото. Помимо этого, мы также анализируем фотографии с тенями, сделанные нами во время фотосессии на пляже, и на их примере детально описываем, как правильно выстроить композицию с применением правила диагоналей.

Отдыхая с мужем весной прошлого года на Средиземном море в Тунисе, мы организовывали множество фотосессий, в том числе и фотосессии на пляже. Во время очередной фотосессии на пляже решили немного отдохнуть, но и отдых опять-таки плавно перешёл в реализацию очередной идеи. Ну, никак невозможно лежать и ничего не делать. Не понимаю я этот «кабачковый» отдых! 

Сам отдых на шезлонге на пляже под ярким палящим солнцем подсказал эту бредовую идею. Лежишь себе так на солнышке где-нибудь на песочке, разморило, глаза открывать не хочется… А в это время лежавшие рядом люди куда-то разбрелись по своим делам, лежать на солнцепёке никому не хочется. И остаёшься ты на своём шезлонге почти в полном одиночестве… А в это время на пляж на охоту в поисках очередной жертвы выходит маньяк-убийца или маньяк-извращенец… И пока ты спокойненько лежишь, он медленно подкрадывается и уже тянет к тебе свои грязные ручища…

Конечно же, всё это полнейший бред сивой кобылы, но чего только не напридумываешь себе под палящим солнцем! Хотя на всех пляжах действительно бродит куча извращенцев, не равнодушных к слабому женскому полу и потихоньку подкрадывающихся к разморившимся спящим девушкам.

И настолько чётко прорисовался у меня образ такого вот маньяка-извращенца, что я не удержалась и создала его в фотографиях в виде угрожающей тени, нависающей над девушкой и надвигающейся на неё.

Да, идея есть. Но как её реализовать? Как отразить на фотографии, что маньяк надвигается, то есть реально движется? И решение такой проблемы есть, очень простое, и даже не одно. Ведь на разные случаи жизни существует множество всевозможных приёмов и уловок.

1.     Во-первых, для создания действительно угрожающей тени надо, чтобы солнце село уже достаточно низко. Хорошо, что солнце на юге садится очень рано. Благодаря этому уже очень скоро солнце стало приближаться к горизонту, а тени стали достаточно длинными. И именно длинные тени помогают придать фотографии динамизм.

2. И самое главное, чтобы подчеркнуть динамизм, надо просто знать правила композиции в фотографии и в нужный момент умело применить их на практике. В частности, для придания объекту динамизма, необходимо воспользоваться правилом диагоналЕЙ.

Правило диагоналей в фотографии

Если говорить упрощённо, то, если расположить самые главные объекты съёмки точно на диагонали, проведенной из нижнего левого угла кадра к правому верхнему углу или из верхнего левого угла к нижнему правому, то это позволяет сделать фотографию более интересной, выразительной, а также придать ту или иную степень динамизма. Посмотрите на изображенные ниже прямоугольники, на которых видно, по каким линиям рекомендуется располагать основные объекты съёмки:

правила композиции в фотографии

Неправильно проведённая диагональ

Но если уж быть более точным, то это не совсем верно. Более того, такое мнение (см. в абзаце выше), довольно широко распространенное среди фотографов, в некоторой степени ошибочно, поскольку описанное выше правило на самом деле применимо только к квадратам! Поэтому многие фотографы в некотором смысле грешат, когда говорят о такой упрощенной схеме. Встречается также такое мнение, что «самым шиком» является располагать главный объект съёмки не на самой диагонали кадра, а немного левее или правее диагонали (см. линии на рисунках выше, расположенные левее и правее основной диагонали). Такое мнение также является ошибочным, но оно близко к истине и имеет простое объяснение.  Дело в том, что фотографии обычно прямоугольные. Иными словами, в прямоугольном кадре надо проводить не одну диагональ из одного угла кадра в другой, а две диагонали - по одной диагонали в мысленно представляемых двух квадратах, которые накладываются друг на друга в данном прямоугольнике. Вспоминаем геометрию. И смотрим на картинках ниже, как это должно быть на самом деле (два квадрата — две диагонали!):

Правила композиции в фотографии

Правильно проведённые диагонали

Кроме того, есть ещё один важный момент, на который надо обратить внимание. Дело в том, что можно по-разному обыграть степень динамизма. В зависимости от вида диагонали и в зависимости от направления движения по диагонали можно замедлять или ускорять такое движение, иными словами, его можно делать более спокойным (медленным) или более агрессивным (быстрым)!!!

Посмотрите на два квадрата внизу. Вы видите, что здесь стрелками обозначено движение слева направо (но не наоборот). Это привычное для нас восприятие и направление движения! Это связано с тем, что мы привыкли читать слева направо. Мы же не на Востоке живём, где всё читается с точностью наоборот! Именно такое направление движения для нас более удобно для восприятия. Просто потому что мы – европейцы, и мы так привыкли. При этом движение на первом квадрате для нас ускоряется!  Представьте, что Вы едете на велосипеде вниз по наклонной поверхности (квадрат слева)… Почти американские горки! Движение становится всё быстрее и быстрее! Поэтому эту диагональ (квадрат слева) принято называть «падающей» (или «быстрой»). А теперь Вы едете на велосипеде вверх по наклонной (квадрат справа)… Тяжело? Ещё не вспотели от прилагаемых усилий? Какая скорость? Скорее всего, как у черепахи. И именно поэтому у нас принято называть такую диагональ «ВОСХОДЯЩЕЙ» (или «МЕДЛЕННОЙ»). Соответственно, исходя из естественного и привычного для нас восприятия, движение объекта съёмки в кадре лучше выстраивать в соответствии с этой схемой (в первом случае движение будет более стремительным, а во втором — замедленным):

Правила композиции в фотографии

Европейское восприятие слева направо

Движение по этим же линиям, но в сторону, противоположную стрелкам (т.е. справа налево), будет восприниматься нами как противоестественное, тормозящее, замедляющееся! Но всё же, несмотря на наши привычки, нельзя отрицать движение в противоположную сторону, в любом случае, оно существует. Таким образом, у нас получается всего четыре варианта движения (скажем так, два «европейских» варианта – это движение слева направо, плюс два  «восточных» варианта – это, соответственно, движение справа налево).

Рассмотрим на примерах каждый из вариантов. Представьте, что по наклонной вверх (т.е. по диагоналям двух квадратов ниже) в направлении, указанном стрелками, едут два велосипедиста. Как Вы думаете, какой из велосипедистов едет быстрее? Какое создаётся ощущение? Поскольку мы привыкли к движению слева направо, у нас создаётся ощущение, что скорость движения велосипедиста, который едет справа налево (квадрат слева), медленнее (поскольку это противоестественное для европейского восприятия движение), чем у велосипедиста, который едет слева направо (квадрат справа):

Правила композиции в фотографии

Восприятие динамизма при движении вверх

Аналогично, если рассмотреть движение по наклонной вниз в направлении стрелок, указанных на квадратах ниже, то создаётся ощущение, что велосипедист, который спускается с горы в направлении слева направо, едет быстрее (квадрат слева, европейское, привычное восприятие), а велосипедист, который спускается с горы в направлении  справа налево, едет медленнее (квадрат справа, восточное, непривычное восприятие):

Правила композиции в фотографии

Восприятие скорости при движении вниз

Такое вот восприятие скорости В ЗАВИСИМОСТИ ОТ направления движения стоит обязательно учитывать при построении композиции, и тогда фотографии получатся намного лучше!

Процесс съёмки с тенями

Поскольку у нас не было помощников, которые могли бы нас фотографировать, нам пришлось воспользоваться штативом. На штатив был установлен фотоаппарат, и саму съёмку мы делали в режиме с 10-секундной задержкой. Для съёмки я использовала полупрофессиональный цифровой фотоаппарат Sony DSRL-A580, объектив Sony SAL 50F18 («портретник», фокусное расстояние 50 мм). Ручная настройка фотоаппарата: диафрагма f/5.6, выдержка 1/160 с, ISO 100, экспозамер точечный. Для начала сделали пробные кадры двух теней:

Фотографии с тенями. Фотографии с тенями. Правило диагоналей в фотографииВы видите, что тени на первой фотографии практически не привлекают взгляд, довольно стандартные тени, расположенные по центру кадра. Никакой особо композиции здесь нет. Соответственно, никаких эмоций такая фотография не вызывает и никакого динамизма не передаёт. На второй фотографии двух теней и тени штатива уже отображена какая-то мысль. Появился и какой-то динамизм… Но это не совсем то, что хотелось. Поэтому я решила, что более интересным получится не тень Девушки, а реальная Девушка, на которую надвигается «Тень». 

Фотографии с тенями. Правило диагоналей в фотографииНо надо придать больше динамизма. Добавить эмоциональности. Поэтому выстроилась совсем другая композиция. Чтобы получить устрашающую тень, я вначале скорректировала саму тень, расположив её в нужном месте и направлении на кадре (согласно правила диагоналей). В роли «Тени» выступил мой муж. Потом я определила место на песке, где должна лежать Девушка, чтобы тело было более-менее параллельно «Тени». То есть для начала выстроила правильную композицию.

А дальше уже было действительно смешно! Да, сам процесс съёмки получился довольно забавным. Я думаю, можно было бы отдельно заснять видео, как я там бегала… Поскольку мне надо было сделать несколько кадров, а «Тени» маньяка нельзя было смещаться ни на сантиметр, и не было никого, кто мог бы нажимать на кнопку спуска, мне каждый раз приходилось самой фокусироваться на той точке на песке, где предположительно должно находиться лицо Девушки (т.е. моё лицо), нажимать на кнопку спуска (я уже говорила, что мы снимали в режиме съёмки с 10-секундной задержкой), а затем за 10 секунд пробежать и быстренько плюхнуться в нужном месте! Особенно сложным было попасть в нужное место… Пришлось побегать. Зато было очень весело и увлекательно. И получился вот такой результат:

Фотографии с тенями. Правило диагоналей в фотографииФотографии с тенями. Правило диагоналей в фотографииФотографии с тенями. Правило диагоналей в фотографииА теперь посмотрите на одну фотографию с тенями (одной вполне достаточно) с точки зрения применения правила диагоналей (конечно же, правильного варианта; зелёным выделены границы квадратов, а красным — диагонали этих двух квадратов):

Фотографии с тенями. Правило диагоналей в фотографииВы видите, насколько чётко фигура Тени проходят по диагонали левого квадрата! Направление движения Тени из нижнего левого угла в верхний правый угол (привычное для европейца движение слева направо) придаёт динамизм, движение, но не стремительное, а замедленное (поскольку это всё-таки движение вверх, «в гору»), что даёт ощущение того, что Тень подкрадывается… Представьте, если бы Тень была расположена по диагонали из верхнего левого угла в правый нижний (то есть привычное нам движение слева направо и вниз, или головой вниз), то тогда было бы самое сильное ощущение того, что Тень стремительно летит к Девушке и вот-вот схватит её и умчится дальше. К тому же, главный акцент в кадре делается именно на Тени, а не на Девушке. И именно поэтому чётко по линии диагонали должна находиться в первую очередь Тень! Вы видите, что Девушка занимает только лишь незначительную часть кадра, фигура Девушки параллельна фигуре Тени, но сдвинута с диагонали правее, чтобы подчеркнуть её неподвижность. 

Вот так у нас прошли эти съёмки Тени…

Подводим итоги. Для получения такого кадра на пляже с тенями необходим, прежде всего, штатив (и муж :) ). Также нужно выбрать подходящее время суток, когда тени станут достаточно длинными. И самое главное, стараемся правильно выстроить композицию с применением правила диагоналей, чтобы придать фотографии нужный динамизм.

Хотя, если уж говорить совсем честно, то фотографы и художники реально никогда не думают, например, «я сейчас буду использовать правило третей…», или «я сейчас буду использовать правило диагоналей…». Чаще всего всё происходит на чисто интуитивном уровне. Талантливый художник располагает все важные объекты именно на таких линиях, но интуитивно! Фотограф тоже просто находит ту точку съёмки, с которой получится наиболее интересная фотография. И только потом оказывается, что всё выстроено в соответствии с теми или иными приёмами. 

Иными словами, хочу Вам сказать, что все эти правила действительно важно знать и применять на практике, но они не являются догмой. Исходите из своего видения композиции кадра, подходите ко всему более творчески, прочувствуйте сами ситуацию, и успех всегда будет сопутствовать Вам.

Чтобы узнать больше о том, как правильно выстраивать композицию, читайте также статью о применении на практике правила третей в фотографии в статье «Фотосессия на море с использованием тюли. Выстраиваем композицию при помощи правила третей».

Вам понравилось описание применения правила диагоналей? Вам понравилось описание идеи фотосессии на пляже с тенями? Если да, поделитесь идеей в социальных сетях и напишите свое мнение в комментариях. А какие вы проводили фотосессии на пляже? Буду очень рада, если вы также поделитесь в комментариях своими идеями и мыслями.   

                                                        

Статья и выложенные фотографии защищены законом об авторских и смежных правах. Еженедельно проверяется на плагиат!

Полное или частичное копирование разрешается с обязательной активной ссылкой на сайт http://photo-abc.ru

span style=»font-size: 14pt; color: #000000;»

рассказать друзьям и получить подарок

Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий