РЕКОМЕНДУЕМ:

Архстояние 2013. Перформанс и фотография

Архстояние 2013. Перформанс и фотография

Архстояние 2013

Фестиваль Архстояние 2013, состоявшийся 26-28 июля этого года, отличается от всех предыдущих тем, что на этот раз акцент был сделан не на новых архитектурных формах и сооружениях, а на перформансах. По сути, вся территория фестиваля превратилась в огромную театрально-художественную площадку, где разместился театр абсурда (в хорошем смысле слова). Ведь что такое перформанс, зародившийся в Западной Европе и в США относительно недавно, ещё в шестидесятых годах прошлого века? Перформанс – направление современного авангардного искусства, затрагивающее не только наши эмоции и чувства, но и все органы восприятия, включающее нас в интерактивное общение с участниками перформанса. Перформанс на фестивале Архстояние 2013 не оставил равнодушным никого из присутствующих гостей. Как перформансы с участием Федора Павлова-Андреевича, так и перформансы Ольги Кройтор, вынуждают пересмотреть своё видение мира, что, кстати, отражается и на фотографии, поскольку фотография – это тоже искусство, запечатлевающее эти уникальные мгновения, и надо не только сделать правильный и удачный кадр, но и самому видеть мир глазами участников перформансов, пережить их состояние и стать художником авангардистом. Эти перформансы вгрызаются в мозг, деформируют сознание, меняют наше представление об окружающем мире, врезаются в память и не отпускают…

Ольга Кройтор. Перформанс «НЮД», или «Без названия»

Ольга Кройтор – молодой современный художник, уже стала известной и довольно популярной, о ней много говорят и пишут как о перспективной и талантливой личности, к которой стоит повнимательнее присмотреться. С одной стороны, она – преподаватель черчения в университете, и должна постоянно ходить на рутинную работу за мизерную зарплату, на которую с трудом можно только просуществовать. С другой стороны, она – художник, находящийся в вечном поиске, который способен отрешаться от этой ежедневной рутины и погружаться в творчество, новые проекты и перформансы.

Представленный Ольгой Кройтор перформанс «Без названия» заключался в том, что она в течение нескольких часов лежала обнажённая в выкопанной в земле импровизированной могиле, устланной травой, лежала под стеклом как музейный экспонат, рассматриваемый тысячами посетителей фестиваля Архстояние 2013.

Архстояние 2013

Да, она лежала обнажённая, но прикрытая красивыми длинными волосами, многие усмотрели в этом что-то ведьминское, но чарующее и привлекательное. Она сама была как картина, но не написанная  рукой художника, а сотворённая самой собой живая картина, которая продолжает жить, дышать, смотреть, чувствовать…

Архстояние 2013

Архстояние 2013

Что чувствовала она там, ниже уровня земли, за стеклом??? Несмотря на середину лета, погода была довольно прохладная. Было ли ей холодно? Страшно? Или интересно наблюдать за реакцией людей?

Архстояние 2013

Что думали и чувствовали рассматривающие её люди, привыкшие к определённым нормам и правилам поведения, воспитанные в обществе, выросшие среди асфальта и бетона??? Переживали за неё? Беспокоились? Любовались? Восхищались? Ужасались? Или просто думали, что она ненормальная? При мне кто-то прокомментировал, что она – цыганка. Почувствовался контекст, что она не из нашего мира, она из другого племени, нормальный человек на такое не согласился бы. Среди толпы встретились и циники: некоторые ходили прямо по стеклу, некоторые демонстрировали довольно неприличные движения, увидев красивую обнажённую, но не доступную для них девушку… Другие же бережно расчищали от травинок и мусора стекло, как бы поддерживая Ольгу Кройтор и пытаясь хоть чем-то ей помочь и облегчить её участь быть «погребенной заживо».

Архстояние 2013

Перформанс «Без названия», который мы увидели на фестивале Архстояние 2013, Ольга Кройтор продемонстрировала не впервые. Она уже ложилась в стеклянный гроб на своей персональной выставке в ММСИ.

Несёт ли перформанс Ольги Кройтор какую-либо идею или мысль? Многие представители искусства таковой не усмотрели. Но правы ли они? Ничего не происходит просто так. Лично у меня возникло много мыслей.

Прежде всего, цель перформанса – установление контакта со зрителями и наблюдение за реакцией зрителей, и Ольга Кройтор с успехом добилась этого. Люди реагировали, и реагировали по-разному. Они ходили по ней (по стеклу), ложились на неё или садились, заглядывали в глаза, даже разговаривали с ней… Контакт был установлен.

Во-вторых, это своего рода эксперимент, который позволяет познать и мир, и себя, и людей. Перформанс позволяет понять, на что способен ты сам. Перформанс позволяет понять, на что способны окружающие тебя люди. Городские жители часто не способны на какие-то решительные действия, многие не способны принимать решения.

Именно поэтому среди городского населения пользуются успехом всякого рода психологические мотивирующие курсы, целью которых является повысить свою самооценку и научить действовать самостоятельно и добиваться успеха. Для этого на таких курсах даже дают подобные задания – совершить какой-либо поступок, который будет шокировать людей, что-то, на что ты в принципе не способен. У многих есть разного рода фобии, с которыми тоже можно справиться, только переступив черту, например, стать на некоторое время погребённым заживо.

В-третьих, этот перформанс отвечает теме фестиваля Архстояние 2013 – «Выход из леса», общей идеей которого является рождение человека и эволюция человека. А любой человек рождается обнажённым, приходит в этот мир таким, какой он есть, и только потом он продолжает расти и развиваться. Мне кажется, что иногда для дальнейшего развития человеку надо как бы заново родиться, освободить себя от всех пут, очистить себя и свою душу, освободить своё сознание от лишнего мусора и отрешиться. И, только освободившись, возможен дальнейший рост.

И, в-четвёртых, это просто искусство и прекрасная живая картина. Лично мне Ольга Кройтор напомнила ещё и наши русские сказки, точнее, спящую красавицу, лежащую в хрустальном гробу и ожидающую своего часа.

Архстояние 2013

Фёдор Павлов-Андреевич. Перформанс «Домик подвешенного»

Фёдор Павлов-Андреевич, являющийся Директором Государственной галереи на Солянке, – ставший уже достаточно известным не только в России, но и во многих городах мира и опытный перформансист. Причём его учитель – Марина Абрамович, ставшая известной ещё в прошлом веке своими уникальными и известными на весь мир перформансами. Он уже выступал со своими работами на выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Москве. Сын бывшего Директора Государственной галерее на Солянке Бориса Павлова и известной писательницы Людмилы Петрушевской, но, как говорят, он не любит, когда упоминают о том, что он – сын известной писательницы. Фёдор Павлов-Андреевич не только перформансист, но и журналист, телеведущий, писатель, режиссер. Закончил МГУ и получил степень магистра искусств, до поступления в МГУ также закончил Институт журналистики в Орхусе, Дания. «Живёт между Москвой, Лондоном и Сан-Паулу». Автор книги «Роман с опозданиями», вышедшей в 2010 году.

Архстояние 2013

Несколько раз в день его, тоже обнажённого, отрешенного, отключившего все органы чувств и сливающегося с природой, подвешивали в сетку в левой части Арки, одного из архитектурных объектов территории Архстояния, созданного архитектором Борисом Бернаскони.

Архстояние 2013

Очень символично, что в правой части Арки находится глубокий колодец с водой, с настоящим ведром, который, стоя на верхней (обзорной) площадке можно опускать вниз, в чёрную мглу, и поднимать. Точно так же поднимали и опускали скрюченного в сетке Фёдора Павлова-Андреевича.

Архстояние 2013

Каждый раз он находился в таком подвешенном между небом и землёй состоянии (и в прямом, и переносном смысле) на протяжении целого часа, с перерывами в два часа. Такое подвешенное состояние символично не только для общей идеи фестиваля, но и лично для Фёдора Павлова-Андреевича, что связано с его вечными переездами из города в город, из страны в страну, с возвращениями в родную страну, которая сама постоянно находится в подвешенном состоянии. Это состояние между прошлым и будущим, когда существуешь только сейчас и только здесь, а сейчас и здесь нет никакой точки опоры, под тобой пропасть, и нет никакой поддержки, и ты превращаешься в кокон.

Архстояние 2013

Ещё одна очень важная философская идея связана с перформансом Фёдора Павлова-Андреевича. Дело в том, что, находясь в таком подвешенном состоянии, любой может рассматривать тебя как снизу, так и сверху, и каждый раз ты находишься в положении, когда кто-то находится ниже тебя, а кто-то стоит выше тебя. То же самое происходит и в реальной жизни. Всегда есть кто-то, кто стоит выше тебя по положению, по достатку, по знаниям, по жизненному опыту, а кто-то ниже. Подвешенное состояние отражает и это положение вещей, реальность нашего бытия. Всё относительно в этом мире. И, если ты находишься выше, то на тебя смотрят с благоговением, с восхищением, с уважением, но, если ты ниже, тебя могут оскорбить, в тебя могут плюнуть (как в прямом, так и в переносном смысле). Но всё находится в постоянном движении («в одну и ту же реку нельзя вступить дважды»), люди эволюционируют и могут из скукоженного кокона превратиться в бога, и наоборот.

Архстояние 2013

Архстояние 2013

Кстати, Фёдор Павлов-Андреевич участвовал во многих перформансах. В качестве примера хочется дополнительно сказать ещё несколько слов о некоторых из них.

Однажды на биеннале Фёдору Павлову-Андреевичу пришлось в течение очень длительного времени находиться в неподвижном положении, глядя глаза в глаза самому себе, точнее, не себе, а своей копии – скульптуре, вылепленной из съедобных продуктов, и наблюдать, как тебя (то есть твою копию) поедают крысы.

На другой выставке ему пришлось стоять обнажённым и неподвижным (ни на что не реагируя) на стремянке, и любой мог подойти и не просто заглянуть тебе в глаза, но и взобраться к тебе на лестницу, ущипнуть или даже укусить или плюнуть (см. первую фото в данном разделе выше).

В любом случае, Вы можете посетить и Государственную (муниципальную) галерею на Солянке, где Фёдор Павлов-Андреевич теперь постоянно работает, и его перформансы в Москве. Следите за анонсами в СМИ.

Подводим итоги:

1.     Такие события как фестиваль Архстояние советую не пропускать. Проводится он ежегодно в последние выходные июля.

2.     Советую также запомнить для себя эти два имени – Ольга Кройтор и Фёдор Павлов-Андреевич и по возможности следить за их работами.

3.     Участие в таких событиях как Архстояние 2013 или перформансы современных художников важно и полезно для всех, кто причастен и неравнодушен к искусству, в том числе, как для фотографов, так и для фотомоделей.

4.     Посещение подобных мероприятий не только приобщает к современному искусству, но и помогает научиться смотреть на мир другими глазами, учиться отрешаться от всего постороннего и сливаться в одно целое фотографу с моделью, а модели с образом.

Вам понравилось статья? Если да, напишите комментарии и поделитесь идеей в социальных сетях, чтобы другие люди тоже могли воспользоваться полезной информацией, кликнув на кнопки социальных сетей «Поделиться» над статьёй и кликнув на «лайки» под статьёй.

Статья и выложенные фотографии защищены законом об авторских и смежных правах. Еженедельно проверяется на плагиат!

Полное или частичное копирование разрешается с обязательной активной ссылкой на сайт http://photo-abc.ru

/p

рассказать друзьям и получить подарок

Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий